5.2. Особенности структуры международной торговли.
Структуру международной торговли главным образом рассматривают в двух ракурсах: как торговлю отдельными группами товаров и как систему методов организации реализации товаров на мировом рынке.
Товарная структура международной торговли по основным группам товаров:
а) продовольствие (включая напитки и табак);
б) сырье;
в) минеральное топливо;
г) продукция перерабатывающей промышленности:
оснастка и оборудование (включая транспортные средства);
химические товары;
черные и цветные металлы;
текстильные изделия (пряжа, ткани, одежда);
другая продукция перерабатывающей промышленности.
Структура международной торговли по методам реализации товаров на мировом рынке:
Традиционная торговля - это торговля между субъектами разных национальных экономик по традиционным правилам, то есть по формуле: товар - соответствующие деньги, в зависимости от спроса и предложения.
Торговля продукцией в рамках кооперации - это способ реализации продукции между субъектами международной производственной кооперации, которая происходит, как правило, по трансфертным ценам (трансферт - банковские операции по переводу иностранной валюты или золота из одной страны в другую) в льготном режиме.
Встречная торговля - это совокупность международных торговых соглашений, при составлении которых закупка продукции сопровождается ответной поставкой товаров, с целью достижения баланса экспортно-импортных операций.
Виды встречной торговли:
бартер - это товарообменные операции с взаимной передачей права собственности на товары без денежного эквивалента и без обязательного учета цен товаров;
встречная закупка - это торговое соглашение, при котором страна-реципиент рассчитывается поставкой товаров безотносительно к импортируемой продукции, технологии или оборудованию (по форме, как видно, напоминает бартер);
компенсационные соглашения - это вид международных торговых долгосрочных соглашений, при которых покупатель оплачивает стоимость товаров поставкой других товаров или оказанием услуг, а при необходимости разницу доплачивает деньгами;
клиринг - это система безналичных расчетов за товары, ценные бумаги и услуги, которая основывается на зачете взаимных требований и обязательств.
Различают межбанковский и валютный клиринг.
Международный межбанковский клиринг - это расчеты между банками путем зачета взаимных денежных требований юридических лиц из разных стран.
Международный валютный клиринг - это расчетная система в международной торговле и других формах экономических отношений между странами, которая базируется на основе международных платежных соглашений.
Международные платежные соглашения - это межгосударственные договоры, которые регулируют организацию расчетов и платежей между двумя или несколькими странами.
Международная биржевая торговля - это организационная форма международной оптовой торговли массовыми товарами, которые имеют стойкие и четко качественные параметры, проводимая в виде систематических международных операций по купле-продаже ценных бумаг, золота, валюты.
Развитие международной биржевой торговли в современных условиях имеет противоречивый характер.
С одной стороны, в связи с резким ростом роли ТНК значение товарных бирж, как больших центров международной торговли где-то уменьшается, а с другой стороны, предметом биржевой торговли становятся новые группы товаров: пиломатериалы, пряжа, мясо и т.д. Конъюнктура биржевой торговли и ситуация на фондовой бирже - один из главных и достаточно достоверных показателей динамики мировых товарных и валютных рынков, в частности.
Международный аукцион - это способ международной продажи отдельных партий товаров или отдельных предметов, которые по очереди выставляются для осмотра и считаются проданными тому из присутствующих покупателей, который предложил наивысшую цену. В международной аукционной торговле наиболее часто товарами выступают: чай, некоторые предметы антиквариата, породистые лошади.
Наиболее известные в мире международные аукционы находятся в Лондоне, Нью-Йорке, Монреале, Амстердаме, Калькутте, Москве (кони). Самые распространенные аукционы организованы в форме акционерных обществ.
В мире используются разные виды аукционной торговли:
публичный гласный аукцион - это способ реализации товаров, на котором аукционист называет каждую последующую цену больше;
негласный (немой) аукцион - это способ реализации товаров, на котором покупатели подают аукционисту заранее установленные знаки о согласии поднять цену на величину надбавки. Аукционист при данном способе поднимает цену, не указывая на покупателя, что является выгодным в тех случаях, когда покупатели хотят сохранить конфиденциальность своего приобретения;
голландский аукцион - это вид аукционной торговли, при котором устанавливаются максимальная цена и шаг, а затем совершается понижение цены до первого соглашения кого-то из покупателей, который и становится собственником товара.
Международные тендеры (международные торги) представляют собой состязательную форму закупки. При которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с разных стран на товар или услугу, которые бы отвечали соответствующим технико-экономическим характеристикам. Тендеры имеют следующие разновидности:
открытые (публичные) тендеры - это торги, в которых принимают участие все желающие фирмы;
закрытые тендеры - торги, в которых принимают участие только известные на мировом рынке поставщики и подрядчики;
единичные тендеры - это торги, о проведении которых объявляют только одной фирме (или небольшой группе фирм, как правило, по очереди), о которой достоверно известно, что она сможет выполнить срочный или тайный контракт.
Наиболее тендеры распространены на мировом рынке машин и оборудования (более 80% стоимости всех контрактов приходится на тендеры).
Международная ярмарка - это один из способов реализации товаров фирмами из разных стран, которая представляет собой большой, периодически действующий и открытый рынок, который проводится в одних и тех же местах, в определенную пору года и в установленные сроки. Целью международной ярмарки является демонстрация образцов товаров, которые производятся фирмами - субъектами МЭО, для заключения торговых соглашений.
Международная выставка - это демонстрация достижений в области производства, науки и техники одной или нескольких стран на территории другой страны с целью заинтересовать субъектов местной экономики до подписания протоколов о намерениях торговать или даже для заключения торговых соглашений.
По характеру экспонатов ярмарки и выставки разделяют на универсальные и специализированные. Проводятся еще и так называемые мировые выставки, которые не ставят целью непосредственного заключения соглашений. а демонстрируют достижения стран-участниц и международных организаций в области науки, техники, культуры. На таких выставках демонстрируют свою продукцию, как правило, большинство стран мира.