5.4. Регулирование международных торговых отношений
Регулирование внешнеторговых и в общем всех международных торговых отношений происходит на трех уровнях:
 на уровне предприятия;
 на уровне государства;
 на уровне международных организаций.
    Для предприятия при этом важной стратегической задачей является выбор оптимальной организационной структуры внешнеэкономического сбыта. Оптимальность структуры зависит от следующих параметров:

 характера производственной специализации фирмы;
 размера фирмы;
 принципиальной схемы организационного построения и формы управления;
 совокупности внешних условий (внешней среды) функционирования;
 уровня развития экспорта.
Последний параметр содержит информацию о характере сбытовых организаций на иностранных рынках, о их масштабах и географической и продуктовой диверсификации.

    Для организации экспорта фирмы-производители содержат собственный внешнеторговый аппарат, под которым следует понимать систему органов и служб, объединенных функцией управления процессом реализации и закупки товаров за границей.
    Внешнеторговый аппарат фирмы в зависимости от возможностей фирмы может иметь вид:
 встроенного экспортного отдела (имеет полную организационную зависимость от отдела сбыта);

 специального отдела экспорта (занимается обеспечением регулярных экспортных операций, планово-аналитической работой, рекламно-информационной, кредитно-расчетной, транспортно-коммуникационной деятельностью и является самостоятельным по отношению к отделу сбыта);
 экспортных дочерних компаний (осуществляют целый комплекс мероприятий, направленных на реализацию товара фирмы по согласованной с нею ценами, сохраняют юридическую самостоятельность и поэтому самостоятельно отвечают перед покупателями по своим обязательствам).

    Значительная роль в укреплении позиций национальных компаний на мировом рынке принадлежит государству, государственным методам регулирования внешней торговли, экспортной политике государства.
    Экспортная политика государства состоит в том, что, с одной стороны, государство непосредственно совершает процессы финансирования, организации, информационного обеспечения и стимулирования национального экспорта, а, с другой стороны, постоянно происходит совершенствование системы способов непрямого влияния государства на уровень конкурентоспособности национальных товаров путем:

 укрепления научно-технической и производственной базы;
 регламентации в области стандартов и качества;
 помощи в кадровом обеспечении и т.д.
Д/з: Специфика внешнеэкономической политики некоторых государств.