5.4. Регулирование международных торговых отношений
Регулирование внешнеторговых и в общем всех международных торговых отношений происходит на трех уровнях:
на уровне предприятия;
на уровне государства;
на уровне международных организаций.
Для предприятия при этом важной стратегической задачей является выбор оптимальной организационной структуры внешнеэкономического сбыта. Оптимальность структуры зависит от следующих параметров:
характера производственной специализации фирмы;
размера фирмы;
принципиальной схемы организационного построения и формы управления;
совокупности внешних условий (внешней среды) функционирования;
уровня развития экспорта.
Последний параметр содержит информацию о характере сбытовых организаций на иностранных рынках, о их масштабах и географической и продуктовой диверсификации.
Для организации экспорта фирмы-производители содержат собственный внешнеторговый аппарат, под которым следует понимать систему органов и служб, объединенных функцией управления процессом реализации и закупки товаров за границей.
Внешнеторговый аппарат фирмы в зависимости от возможностей фирмы может иметь вид:
встроенного экспортного отдела (имеет полную организационную зависимость от отдела сбыта);
специального отдела экспорта (занимается обеспечением регулярных экспортных операций, планово-аналитической работой, рекламно-информационной, кредитно-расчетной, транспортно-коммуникационной деятельностью и является самостоятельным по отношению к отделу сбыта);
экспортных дочерних компаний (осуществляют целый комплекс мероприятий, направленных на реализацию товара фирмы по согласованной с нею ценами, сохраняют юридическую самостоятельность и поэтому самостоятельно отвечают перед покупателями по своим обязательствам).
Значительная роль в укреплении позиций национальных компаний на мировом рынке принадлежит государству, государственным методам регулирования внешней торговли, экспортной политике государства.
Экспортная политика государства состоит в том, что, с одной стороны, государство непосредственно совершает процессы финансирования, организации, информационного обеспечения и стимулирования национального экспорта, а, с другой стороны, постоянно происходит совершенствование системы способов непрямого влияния государства на уровень конкурентоспособности национальных товаров путем:
укрепления научно-технической и производственной базы;
регламентации в области стандартов и качества;
помощи в кадровом обеспечении и т.д.
Д/з: Специфика внешнеэкономической политики некоторых государств.