3. Интеграционные процессы в Западной Европе
    Европа имеет большой опыт и потенциал региональной международной экономической интеграции. Это объясняется политическими и социально-экономическими особенностями развития европейских стран после Второй Мировой войны. В основе создания «Новой единой Европы» лежало два подхода: федеральный и функциональный. В основу первого легла идея, что местные, региональные, национальные и европейские органы должны сотрудничать и дополнять друг друга. Функциональный же подход отстаивал поступательный переход суверенитета от национального уровня Содружества.

    В результате два подхода объединились на почве понимания того, что и национальные, и региональные органы должны быть привлечены к независимым демократическим европейским институциям, взяв на себя ответственность за те сферы, в которых совместная деятельность является более эффективной, чем деятельность отдельных государств: общий рынок, монетарная политика, экономическое и социальное объединение, внешняя политика и безопасность, политика занятости, охрана окружающей среды, внешняя и оборонная политика, создание простора свободы и справедливости.
    Наибольшие масштабы, глубина и динамика свойственны интеграции западноевропейских стран в границах Европейского Союза (ЕС). ЕС – это интеграционное объединение 27 европейских стран (стремящихся к единству (экономическому и политическому), частично отказываясь от своих национальных суверенитетов.

    Начало экономической интеграции – 1950 г., когда Председатель Совета Министров Франции Робер Шуман предложил создать Европейскую федерацию, основанную на экономическом объединении. Вначале предусматривалась интеграция горнометаллургических отраслей – объект жестокой конкуренции.
    В 1951 г. Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Деятельность Содружества ограничивалась созданием общего рынка угля и стали между шестью основателями (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды).
    В этот послевоенный период Содружество рассматривалось главным образом как способ надежного мира путем объединения победителей и побежденных в институционную структуру, которая дала бы возможность работать на равных.

    В 1954 г. Бельгия, Нидерланды и Люксембург предложили создать Общий Рынок, в 1956 г. подготовлен проект создание Европейского экономического содружества (ЕЭС) и Европейское содружество по атомной энергетике (ЕврАтом). Они начали действовать с 1958 г.
    В 1957 году Шестерка решила создать экономическое содружество на по­ложениях свободного движения рабочей силы, товаров и услуг. Таможенные сборы на промышленные товары были отменены с 1 июля 1968 года.
    Эффективность взаимодействия и результаты достижений Шестерки обусловили желание Дании, Ирландии и Великобритании присоединиться к Содружеству. После тяжелых переговоров они были приняты в 1972 году. Это первое расширение ЕЭС углубило задачи Содружества: к сфере полномочий были переданы социальные, региональные и природоохранные вопросы. Слияние Европейского объединения угля и стали, Общего Рынка и ЕврАтома в единое ЕС произошло в 1967 г.   

    В 1968 г. был создан Таможенный Союз стран ЕС. Необходимость в экономической конвергенции и валютном союзе стала очевидной в начале 1970-х годов, когда США прекратили долларовую конвертацию в золото. Это стало предпосылкой для начала общей валютной нестабильности, усиленной двумя нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов.
    В 1979 г. завершается процесс создания Европейской Валютной системы, вместо Европейской расчетной единицы вводится в действие ЭКЮ. С 1981 г. бюджет ЕС рассчитывается в ЭКЮ и к 1990 г. он составил 400 млрд. ЭКЮ. В 1968 г. был создан Таможенный Союз стран ЕС. Необходимость в экономической конвергенции и валютном союзе стала очевидной в начале 1970-х годов, когда США прекратили долларовую конвертацию в золото. Это стало предпосылкой для начала общей валютной нестабильности, усиленной двумя нефтяными кризисами 1973 и 1979 годов.
    В 1979 г. завершается процесс создания Европейской Валютной системы, вместо Европейской расчетной единицы вводится в действие ЭКЮ. С 1981 г. бюджет ЕС рассчитывается в ЭКЮ и к 1990 г. он составил 400 млрд. экю.

    Европейский Союз – это более прогрессивная форма многосекторной интеграции, которая расширяет свои полномочия на экономику, промышленность, политику, гражданские права и внешнюю политику стран-участниц.
    Конституционную основу Союза создали Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали (ECST); Римские договоры о создании Европейского экономического Содружества (ЕЭС) и Европейского содружества по атомной энергии (Евратом, 1957 г.), в которые внесены поправки Единым Европейским Актом (1986 г.); соглашение о создании Европейского Пространства (1991 г.); Маастрихтский договор о Европейском Союзе (усиление  политического взаимодействия стран ЕС (1992 г.) и, наконец, Амстердамский договор (1997 г.), связав его страны-участницы теснее, чем какой-либо обычный договор между суверенными государствами.

    В Амстердамский договор были внесены дополнения, касающиеся социальной политики. Более четко сформулирован курс на развитие межгосударственного сотрудничества в сфере внутренних дел и юстиции (так называемая «третья опора» ЕС), особенно в борьбе с преступностью, терроризмом, наркобизнесом, коррупцией, расизмом.
    C развитием Европейского Союза создана Институциональная структура наднационального регулирования, органами которой являются:
 Европейский Совет;
 Европейское политическое Содружество;
 Комиссия ЕС;
 Европарламент;
 Экономический и социальный Совет;
 Европейский Суд;
 Контрольная палата ЕС.

    Новый уровень экономической интеграции может быть достигнут при условиях соответствия стран-участниц принципиальным критериям:
 стабильность цен, когда средний годовой уровень инфляции в отдельных странах не превышает уровня трех стран с наилучшими показателями и в целом  не выше 15%;
 «бездефицитность бюджета», когда внутренний долг отдельной страны не превышает 60% ВНП, а внешний долг – 3%;
 сбалансированность % ставок, (их среднегодовой уровень не выше 20%);
 стабильность валютных курсов должна соответствовать нормам ЕС валюты отдельных стран не девальвируются без согласия стран-участниц.
Расширение Европейского Союза.
Необходимо рассмотреть самостоятельно процесс расширения ЕС до ЕС-27.