Тема 3. Денежный рынок

1. Сущность и особенности функционирования денежного рынка.
2. Институциональная модель денежного рынка.
3. Структура денежного рынка.
4. Спрос на деньги.
5. Предложение денег.

       1. Сущность и особенности функционирования денежного рынка
Денежный рынок – это особый сектор рынка, на котором осуществляется покупка и продажа денег как специфического товара, формируется спрос, предложение и цена на этот товар.
Специфика этого рынка определяется спецификой денег как абсолютно ликвидного товара, которая обусловлена:
во-первых, спецификой их перемещения на рынке между его субъектами;
во-вторых, спецификой финансовых инструментов;
в-третьих, спецификой самого механизма функционирования этого рынка.
Совершаемые операции купли-продажи денег как рыночного товара существенно отличаются от аналогичных операций с обычными товарами, т.к. передача денег от одного субъекта рынка к другому требует особых условий – наличия на рынке субъектов, располагающих свободными средствами и не испытывающих потребности в их использовании для приобретения мат. благ, а т.ж. субъектов, кот. нуждаются в дополнительных средствах и не располагают мат. и др. ценностями, продажа которых позволила бы удовлетворить потребность в деньгах.
Передача денег между обозначенными субъектами обеспечивается:
- либо в форме прямой ссуды под обязательство возвратить деньги в установленный срок;
- либо в форме покупки особых фин. инструментов (облигаций, акций, векселей, депозитных сертификатов и др.)
Но такая передача денег может рассматриваться как купля-продажа только условно, т.к.:
1) собственник денег – продавец не утрачивает право собственности на соответствующую сумму денег, а только право распоряжаться ими;
2) в момент передачи денег контрагенту продавец не получает реального эквивалента их стоимости;
3) покупатель денег получает только право временно распоряжаться деньгами;
4) ст-ть перемещается между субъектами только в денежной форме, в одностороннем порядке с последующим возвратом собственнику.
Принципиально меняется статус денег и цель их купли-продажи на рынке. На ДР деньги становятся обыкновенным товаром, в отношении которого заключаются сделки купли-продажи, в отличие от товарного рынка, где они выступают в кач-ве вспомогательного ср-ва, опосредующего движение товара от продавца к покупателю. Цель купли-продажи денег на рынке – получение дополнительного дохода: *для продавца – в виде % или другой формы приращения ст-ти, *для покупателя – от расширения произв-ной или коммерч-й деят-ти, для чего и были приобретены эти деньги.
Благодаря указанным особенностям ДР продажа денег здесь выступает в форме передачи их во временное пользование в обмен на определ. фин. инструменты, кот-е удостоверяют право продавца оставаться собственником этих денег.
• По своему характеру все фин. инструменты ДР являются определенными обязательствами покупателя перед продавцом денег и бывают:
-  недолговые (долевые) - обязат-ва с правом участия в управлении деят-тью покупателя денег и в его доходах (акции, деривативы, страховые соглашения);
-  долговые – обязат-ва, по которым покупатель денег обязуется возвратить продавцу полученную от него сумму и уплатить по ней доход.
• В зависимости от вида обязательств фин. инструменты делятся на:
- депозитные обязательства, по которым продавец передает деньги в полное распоряжение пок-ля при условии их возврата в установленный срок или по требованию продавца;
- ссудные (кредитные) обязательства, по кот-м продавцы, передавая деньги пок-лю вносят определенные ограничения в права последних распоряжаться этими деньгами, определяют цели, на кот-е пок-ль может исп-ть эти деньги, требуют опред-х гарантий возврата денег, определяют степень эффективности затрат или проектов, финансир-мых за счет этих денег (кредитный договор, обьлигации, казначейские обязат-ва).
Эти фин. инструменты становятся самостоятельными объектами купли-продажи, и на этой основе формируется РЦБ.
Все виды фин. инструментов ДР-ка можно разделить на три группы:
1. Ссудные соглашения (кредитные договора), включая и депозитные договора, на основе кот-х осущ. отношения между банками и клиентами по поводу формирования и размещения кредитных ресурсов.
2. Ц.Б., с помощью кот-х формируется преимущественно прямые отношения между продавцами и покуп-ми денег.
3. Валютные ценности, кот. исп-ся во взаимоотнош-ях между субъектами р-ка, располагающими разными валютами.
Субъекты ДР-ка также делятся на три группы:
1. Продавцы денег. Ими могут быть домашние хоз-ва, юр. лица различных орг-но-правовых форм и структуры гос. управления.
2. Покупатели денег. Те же.
3. Фин. посредники. В их кач-ве могут выступать банки, кред-е союзы, ломбарды, лизинг-е К, трастовые К, страховые К, пенсионные фонды.

                     2. Институциональная модель денежного рынка
Институциональная модель (ИМ) ДР-ка отражает взаимосвязь между субъектами ДР, которая реализуется через потоки денег и инструментов. Ее можно представить как модель движения ден. потоков между группами участников ДР-ка:
1 – между теми, кто накапливает деньги (кредиторы, продавцы);
2 – между теми, кто берет деньги взаймы (заемщики, покупатели);
3 – между фин. посредниками.
По институциональному признаку ДР делится на два сектора:
 Сектор прямого финансирования, где отношения между продавцами и пок-ми организуются непосредственно. В основной своей части этот сектор ДР связан с исп-ем долговых обязательств. Наличие этого сектора имеет важное эк. значение: *возможность выбора наиболее выгодных условий покупки и продажи денег; *непосредственный контакт пок-ля и про-ца, *оказание конкурентного воздействия на сектор опосредованного финансир-я, что ведет к снижению цен.
 Сектор косвенного (опосредованного) финансир-я, где связи между продавцами и пок-ми денег реализуются через фин. посредников, которые сначала аккумулируют у себя свободные средства, а затем продают их конечным пок-лям от своего имени. На этой основе они создают собственные требования и обязат-ва, кот-е могут быть самостоятельными инструм-ми ДР и вызывают появление новых ден. потоков. Наиболее ярким примером опосредов-го финанаир-я явл. деят-ть банков как ФП. При формировании своей ресурсной базы возникают обязат-ва банков перед их кредиторами и вкладчиками, эти ср-ва банки размещают в виде кредитов или инвестиций в ц.б., в результате чего возникают их требования к заемщикам или эмитентам ц.б.
Данный сектор явл. объективно необходимой составляющей ДР. Он не просто дополняет сектор прямого финансир-я, а создает специальный механизм реализации таких связей между продавцами и покупат-ми, которые не могут быть реализованы через сектор прямого фин-я.
Фин. посредников по их месту на ДР делят на:
1. Банки – занимают ключевое положение в секторе косв. фин-я и делятся на:
- центральные банки,
- коммерческие банки.
2. Небанковские фин.-кред. учреждения. В их числе выделяют:
- страховые К;
- пенсионные фонды;
- инвестиционные и фин. К;
- трастовые К;
- лизинговые К;
- ломбарды;
- кредитные союзы;
- факторинговые К.

                               3. Структура денежного рынка
Характеристика ДР как сложного эк. явления может быть дана на основе его сегментации по следующ. критериям:
1) по видам инструментов, используемых для перемещения денег от пок-ля к продавцу:
а) рынок ссудных капиталов;
б) рынок ценных бумаг;
в) валютный рынок.
Хотя в орг-но –правовом аспекте эти рынки функционируют самостоят-но, между ними сущ-ет тесная внутренняя связь.
2) по институциональным признакам ден. потоков:
а) фондовый рынок (где обращ-ся ц.б.);
б) рынок банковских услуг (банковских кредитов);
в) рынок услуг небанк-х фин.-кред. институтов.
3) по экономич. назначению покупки и продажи денег:
а) рынок денег, на котором средства покупаются на короткий срок (до 1 года). Эти ср-ва исп-ся в обороте заемщика (пок-ля) как деньги, т.е. для приведения в движение уже накопленного капитала, поэтому они быстро высвобождаются из оборота и возвращаются кредитору. Рынок денег хар-ся высокой чувствительностью к любым изменениям в эк-ке (следоват-но спрос и предложение на нем весьма изменчивы, а значит, изменчива и цена денег. По этой причине рынок денег явл. наиболее реальным индикатором конъюнктуры ДР в целом и служит базой формирования %-ной политики в стане).
б) рынок капиталов, на котором сделки купли-продажи денег совершаются на срок более 1 года. Эти ср-ва исп-ся для финансир-я затрат в основные фонды или вложения в долгосрочные ц.б. Спрос и предлож-е на этом рынке – менее подвижны, уровень % - более стабилен и не так чутко реагирует на смену конъюнктуры рынка.

                            4. Спрос на деньги
Спрос на деньги выступает как запас денег, который хотят иметь в своем распоряжении экономич-е субъекты в определенный момент.
Спрос на деньги тесно связан со скоростью обращения денег: чем выше спрос на деньги, тем дольше они находятся в распоряжении экономич. субъектов и тем медленнее будет скорость их обращения (т.е. связь обратно пропорциональная).
Т.к. спрос на деньги постоянно изменяется, то, следовательно, меняется и скорость их обращения. При возрастании скорости обращения денег вследствие уменьшения спроса на них возможно снижение размеров неплатежей между участниками денежного рынка. Замедление же скорости обращ-я денег в связи с ростом спроса на них сдерживает влияние увеличения денежной массы в обращ-и на конъюнктуру рынка, тормозит инфляционные процессы в стране.
Итак, из вышесказанного следует, что в соотношении «спрос - скорость» денег определяющим является спрос, именно он влияет на скорость обращ-я денег.
В вопросе формирования спроса на деньги существенное значение имеет то, для каких целей экономич-е субъекты накапливают деньги.
         
     Цели накопления денег могут быть следующие:
1) создание запаса покупательных и платежных средств, достаточного для удовлетворения текущих потребностей экон-х субъектов;
2) долгосрочное накопление денег в качестве капитала как формы богатства способной приносить собственнику доход в виде %;
3) одновременно и 1-я и 2-я цель.
В соответствии с указанными целями выделяют три группы мотивов формирования спроса на деньги:

1) трансакционный (операционный) – когда накопление осуществляется для совершения текущих платежей (чтобы поддержать на должном уровне свое личное и производственное потребление). Это – текущая или операционная касса.
2) мотив предвидения – когда субъекты денежного рынка стремятся создать запас денег как ресурс покупательной способности с тем, чтобы в любой момент  удовлетворить возникшую потребность в товарах и услугах или воспользоваться преимуществами неожиданных возможностей.
3) спекулятивный мотив – когда экон. субъекты хотят иметь в своем распоряжении определенный запас денег с тем, чтобы в благоприятных условиях выгодно вложить их (превратить их в высокодоходные фин. инструменты), а при риске снижения доходности фин. инструментов – перевести их в денежную форму (которая хотя и малодоходная, на безрисковая).
Выяснив мотивы, которыми руководствуются экономич. субъекты при накоплении денег, можно определить факторы, влияющие на эти мотивы, а значит и на динамику спроса на деньги:
1. Объемы производства (объемы НД) – ключевой фактор, т.к. чем больше объем пр-ва ВВП (НД), тем больше объем операций по его реализации и тем больше должен быть запас денег для выполнения этих операций..
2. Уровень цен (влияние прямо пропорциональное).
3. а) Скорость оборота денег – действует на макроуровне (влияние обратно пропорциональное).
    б) Норма % - действует на микроуровне (связь прямо пропорцион-я).
4. Уровень ожидаемого дохода на альтернативные деньгам активы (обратно пропорцион-я зависимость).
5. Накопление богатства (для увеличения своего богатства субъект должен создать запас денег, что увеличивает спрос на них).
6. Инфляция – оказывает понижающее влияние на спрос на деньги, т.к. они обесцениваются.
7. Изменение (ожидаемое) конъюнктуры рынка. Ухудшение конъюнктуры (уменьшение товарного предложения, усиление товарного дефицита, ухудшение качества продукции и т.д.) снижает спрос на деньги.
С учетом вышеуказанных факторов формулу объема спроса на деньги можно записать в следующем виде:
                       ОСД =  1.+2. – 4. + 5. – 6. – 7.
Фактор №3 некоторые экономисты считают стабильным и поэтому в формулу не включают.

                           5. Предложение денег
Суть предложения денег состоит в том, что экономич. субъекты в любой момент имеют в своем распоряжении определенный запас денег, который они могут в благоприятных условиях направить в оборот.
Необходимо рассмотреть формирование предложения денег на микро- и макроуровне.
На микроуровне предложение денег тесно взаимодействует со спросом на них. Если фактический запас денег у отдельного участника рынка превышает его спрос на них, то он предлагает эти деньги для продажи. На этой основе формируется предложение денег индивидуальными участниками денежного рынка.
На макроуровне предложение денег ограничивается всей совокупностью денег, имеющихся в распоряжении субъектов денежного оборота. Т.е. совокупная денежная масса явл. границей предложения денег. Если спрос на них увеличивается, он может быть удовлетворен только за счет дополнительной эмиссии денег.
Предложение денег на рынке зависит от ряда факторов:
1. От операций центр. банка на открытом рынке.
2. От объема рефинансирования центр. банком коммерческих банков.
3. От валютных интервенций (купля или продажа валюты) центр. банка.
4. От динамики учетной ставки центр. банка.
5.  От ставки депозитного (вкладного) %.
6. От объемов богатства эк-ких субъектов.
7. Уровня тенезации эк-ки в стране.
8. Степени доверия эк-ких субъектов к банковской системе страны.