5.6. Аграрная политика в сфере международной торговли.
Каждая страна проводит свою собственную политику по отношению к аграрному сектору, так как сельское хозяйство является особенным сектором, который в значительной степени зависит от природно-климатических условий. ГАТТ исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. В торговле сельскохозяйственной продукцией демпинг, экспортные субсидии, импортные квоты, дискриминация и международные картели не запрещены, тогда как эти методы ГАТТ решительно запрещает в торговле иными товарами.

    Для определения уровня защиты страны от импорта используется показатель. Который называется номинальным протекционистским коэффициентом (Кнп) или номинальным коэффициентом защиты:
    Кнп = Р1/ Р0, при ВК =стаб.,
 где Кнп - номинальный коэффициент защиты;
 Р1 - действующая цена на данный вид продукта в данной стране;
 Р0 - мировая цена на данный вид продукта;
 ВК - валютный курс.

    Номинальный коэффициент защиты равен отношению цены, которую получают производители за свой продукт, к цене, которую они могли бы получать при свободной торговле на мировом рынке, при условии, что валютный курс стабилен.
 Если Кнп  1, то есть Р1  Р0, то это означает, что государство поддерживает производителя данной продукции, защищая от импорта.
 Если Кнп  1, то есть Р1  Р0, то это означает. что государство не поддерживает производителя данной продукции. а еще дополнительно его обкладывает налогом.

    Коэффициент Кнп позволяет делать подобные выводы, но с определенной мерой осторожности, поскольку определение это не является совершенным. Причины:
 при определении Кнп ссылаются на данные о ценах, которые значительно колеблются, а поэтому протекционизм сегодня или завтра может превратиться в налогообложение;
 не всегда удается учитывать транспортные затраты, цены не всегда сопоставимы;
 в номинальном коэффициенте защиты не учтены другие способы, которые влияют на производителей агропродукции (например, налоги или тарифы на использованные факторы производства).

    Чем богаче нация, тем сильнее у нее тенденции к протекционистской защите аграрных производителей, то есть в таких странах высокий номинальный коэффициент защиты. И еще один вывод: фермеры, занимающиеся экспортом продукции, платят всегда больший налог, чем те фермеры, которые производят продукцию, конкурирующую с импортом. Другими словами: фермеры экспортной продукции защищены слабее, чем фермеры, которые борются с импортом.
Причины такой ситуации:
 защита импортозамещающего фермерства связана с реализацией всегда популярной задачи: достичь самообеспечения в производстве агропродуктов, а особенно продуктов питания;

 налогообложение товаров, которые могут быть экспортированы, преобразовывает в доход государства разницу между высокой ценой на мировом рынке и низкой ценой на национальном рынке;
 защита импортозамещающего производства обеспечивает тарифные доходы (или доходы от выдачи лицензий).
Развитые страны используют различные формы политической поддержки фермеров, но имеются общие черты:
 направлены на повышение доходов фермеров;
 делается это за счет нанесения убытков национальным потребителям агропродукции;
 при этом возникают общеэкономические затраты в протекционистских национальных хозяйствах.