5.6. Аграрная политика в сфере международной торговли.
Каждая страна проводит свою собственную политику по отношению к аграрному сектору, так как сельское хозяйство является особенным сектором, который в значительной степени зависит от природно-климатических условий. ГАТТ исключила сельскохозяйственные продукты из числа стандартных объектов международной торговли. В торговле сельскохозяйственной продукцией демпинг, экспортные субсидии, импортные квоты, дискриминация и международные картели не запрещены, тогда как эти методы ГАТТ решительно запрещает в торговле иными товарами.
Для определения уровня защиты страны от импорта используется показатель. Который называется номинальным протекционистским коэффициентом (Кнп) или номинальным коэффициентом защиты:
Кнп = Р1/ Р0, при ВК =стаб.,
где Кнп - номинальный коэффициент защиты;
Р1 - действующая цена на данный вид продукта в данной стране;
Р0 - мировая цена на данный вид продукта;
ВК - валютный курс.
Номинальный коэффициент защиты равен отношению цены, которую получают производители за свой продукт, к цене, которую они могли бы получать при свободной торговле на мировом рынке, при условии, что валютный курс стабилен.
Если Кнп 1, то есть Р1 Р0, то это означает, что государство поддерживает производителя данной продукции, защищая от импорта.
Если Кнп 1, то есть Р1 Р0, то это означает. что государство не поддерживает производителя данной продукции. а еще дополнительно его обкладывает налогом.
Коэффициент Кнп позволяет делать подобные выводы, но с определенной мерой осторожности, поскольку определение это не является совершенным. Причины:
при определении Кнп ссылаются на данные о ценах, которые значительно колеблются, а поэтому протекционизм сегодня или завтра может превратиться в налогообложение;
не всегда удается учитывать транспортные затраты, цены не всегда сопоставимы;
в номинальном коэффициенте защиты не учтены другие способы, которые влияют на производителей агропродукции (например, налоги или тарифы на использованные факторы производства).
Чем богаче нация, тем сильнее у нее тенденции к протекционистской защите аграрных производителей, то есть в таких странах высокий номинальный коэффициент защиты. И еще один вывод: фермеры, занимающиеся экспортом продукции, платят всегда больший налог, чем те фермеры, которые производят продукцию, конкурирующую с импортом. Другими словами: фермеры экспортной продукции защищены слабее, чем фермеры, которые борются с импортом.
Причины такой ситуации:
защита импортозамещающего фермерства связана с реализацией всегда популярной задачи: достичь самообеспечения в производстве агропродуктов, а особенно продуктов питания;
налогообложение товаров, которые могут быть экспортированы, преобразовывает в доход государства разницу между высокой ценой на мировом рынке и низкой ценой на национальном рынке;
защита импортозамещающего производства обеспечивает тарифные доходы (или доходы от выдачи лицензий).
Развитые страны используют различные формы политической поддержки фермеров, но имеются общие черты:
направлены на повышение доходов фермеров;
делается это за счет нанесения убытков национальным потребителям агропродукции;
при этом возникают общеэкономические затраты в протекционистских национальных хозяйствах.